Когда мы говорим о планировании, обычно сталкиваемся с популярной сегодня точкой зрения: бизнес-планы не работают, потому что в жизни все равно все пойдет по-другому.
Отчасти это так.
И я даже придерживаюсь мнения, что талантливый предприниматель легко и быстро может нарисовать бизнес-план на салфетке. И это чистая правда! Я, кстати, и сама достаточно часто так делаю.
Но все же наступает момент, когда данные нужно перенести в какую-то цифровую плоскость — это даст наглядное понимание, какие сценарии ожидают компанию и при каких условиях. С этим и предлагаю разобраться подробнее!
Что нужно знать перед открытием цветочного бизнеса
Когда приступаешь к бизнес-плану даже для небольшой цветочной студии, важно прописать пессимистичный и оптимистичный сценарий — так у вас перед глазами сразу будет «программа» четких и результативных действий.
План моего первого цветочного магазина, который я открыла после уже известных вам событий, кстати, родился как раз на салфетке. Я выяснила, сколько стоит роза в моем городе, узнала ее закупочную цену и простым вычитанием рассчитала маржинальность. Но все не так просто, друзья!
На старте многие не понимают, как спрогнозировать выручку. Однако в цветочном бизнесе есть одна постоянная — коэффициент сезонности, который нужно учитывать.
То есть, в зависимости от определенного месяца спрос на продукцию будет выше или ниже. Важно высчитывать его по своему городу, а еще лучше — по своему магазину.
Понятное дело, таких данных в интернете не найти, но метод наблюдения и инсайдерская информация вам в помощь!
Как рассчитать производственные расходы
Студии, с которыми я начинаю работать и соприкасаюсь сейчас на своих консультациях и аудитах, сталкиваются на старте с одной и той же проблемой:
им совершенно непонятно, как выстроить процесс производства, какие требования должны быть к персоналу, как высчитывается себестоимость продукции.
И в таком случае нужно прописать подробный производственный план.
Что нужно, чтобы производить букеты?
Это зависит от типа бизнеса:
1. Cовмещенная модель
Здесь вы будете выстраивать магазин так, что у вас производственный цех и торговая площадка условно будут располагаться на одном флористическом столе.
И тогда в бизнес-плане вы должны заранее учитывать расходы как производственной, так и торговой части.
2. Онлайн-магазин
В этом случае у вас есть студия для работы, но не для посетителей, и ваша задача — правильно оборудовать рабочую зону.
Это один из моментов, что отличает интернет-магазин от офлайн-точки: в онлайне как таковой торговой части вам не надо, надо делать удобную производственную зону
К производственной зоне относится множество вещей:
-
стулья
-
шкафчики
-
столы
-
урны
-
вазы
-
инструменты
-
ленты
-
термоклей
Буквально — все, что нужно для комфортной работы.
Вы должны понимать, продумывая производственные мощности, на какой объем они рассчитаны. Для того, чтобы у вас было 1 рабочее место, нужен 1 квадратный метр поверхности — ведь за одним небольшим столом может работать один человек.
Но сделайте сразу шаг вперед — ведь с развитием бизнеса вам нужно будет расширяться, поэтому планируйте заранее люфт на 2 рабочих места, чтобы потом не приходилось действовать в режиме жёстких ограничений.
Отдельная статья расходов — дополнительные материалы:
-
пена
-
тейпы
-
упаковка
и прочее.
Упаковка, кстати, всегда весомая статья затрат — вам нужно будет много всего купить, чтобы начать работу. Поэтому учитывайте ее отдельной статьей!
Обязательно заранее подумайте и над рабочей формой флористов — если для онлайн-магазина это не очень важно, то для формата студии с торговой зоной обязательно нужна спецодежда!
И, конечно, в торговой зоне нужно все делать более красивым и дорогим, учитывая при этом эргономику — о ней мы тоже как-нибудь поговорим.
Дополнительные расходы
В эту категорию обязательно включите такие статьи:
-
бюджет на рекламу
Это ваш основной инструмент привлечения клиентов.
-
комиссии
Это регулярные платежи за интернет-эквайринг, обслуживание расчетного счета, программы учета, кассу — все, что потребуется для начала работы.
И все же помните: производственный план и экономика компании лежат в разных плоскостях.
Первое — инвестиционная история, когда вам нужно ответить на главный вопрос: «Сколько денег необходимо, чтобы все это запустить?».
А дальше вам уже нужно построить модель, при которой у вас есть валовая выручка: из нее и вычитаются ваши расходы — и тут важно найти свой 0 (точку безубыточности).
Подытожим?
Да, бизнес-план может быть на салфетке. Но свою точку безубыточности вы должны знать, как 2х2!
Вы должны понимать, сколько вам нужно продавать в штуках (стеблях) и сколько — в деньгах, чтобы выходить в ноль.
Это важные цифры, на основе которых вы в дальнейшем будете выстраивать свой план продаж.